суббота, 26 марта 2016 г.

Ваш ребёнок может всё или как помочь стать организованным

Чтобы немного разбавить тему само-совершентсвования но не отдалятся от реалий, решил прочитать про детей (оказалось тоже про само-совершенствование). О том как их понять и помочь. Вечная проблема балансировки между поддержкой и требованиями. Пэг Доусон утверждает что "Ваш Ребёнок Может Всё"! Хотя как по мне, название "Помоги ребёнку стать организованным" на много лучше отражает содержание, но, видимо, хуже продаётся.

Пытаюсь вспомнить какие у меня были ожидания от этой книги, и не получается. Я её выбрал по рекоммендации но конкретных проблем или вопросов к ней у меня небыло. Просто надежда найти что-то полезное.

Не сказать, что она открыла мне глаза, но пара моментов прояснились. Чем эта книга точно может похвастаться - это готовыми рецептами насущных проблем. Ребёнок не внимателен, или не хочет браться за домашнюю работу, или может плачет и истерит по пустякам? - в книжке вы найдёте детальный и вполне жизне-способный план по решению проблемы.


Пара выводов которые я извлёк для себя


"Это нормально для его возраста" - не стоит вскипать если ребёнок не выключил мультик после первого напоминания. Это не ваш ребёнок плохой, это просто норма для его возраста. Не забывайте, что временной горизонт детей намного короче, чем ваш.

Чрезмерная поддержка такое же зло как её отсутствие. Ребёнку мало учавствовать в чём-то, чтобы поверить в свои силы. Он должен сделать это сам. Ну не сделать вообще ничего конечно хуже.

Модель ABC. A означает antecedent (предпосылка), B — behavior (поведение), C — consequences (последствия). Я, как и любой другой родитель наверное, применял каждую из букв, но чаще поотдельности. А если объединить их вместе, то результать на много сильнее.

Приведу пример. У нас каждый уход из бассейна превращался в трагедию с кучей "Не хочу" и "Не буду". Как ABC помог.

  • Перед походом в бассейн я говорю дочке, что мы будем плавать только 45 минут. Когда надо будет выходить, на часах будет 07:45 (это А). 
  • Будучи в бассейне, я говорю что осталось 15, 10, 5 мин... и собственно выход (это В).
  • Дома за ужином отмечаю, что она молодец и, как взрослая девочка, без капризов (или с небольшим) вышла вовремя (вуаля, это С). 

Возможно повышенный тон сработал бы не менее результативно в плане скорости выхода, но так ребёнок сделал это без сопротивления и в итоге лёг спать гордым за свой поступок. Пара таких разов и выход вовремя становится нормой не требующей похвалы или объяснения! Ура!

Похвалить vs Наказать


Важный недостаток наказания — ребенок не понимает, что ему нужно сделать, а только понимает, чего делать не должен. По этому надо больше хвалить. Но и тут всё не так-то просто.

Вы когда-нибудь задумывались над тем что похвала может быть эффективной и не эффективной? А вот оказывается может. И почитав причину я немогу не согласиться!

Эффективная похвала    

  1. Высказывается сразу же после желаемого поступка.
  2. Уточняет детали достижения («Спасибо, что убрал игрушки сразу же, когда я тебя попросил»).
  3. Дает ребенку информацию о ценности поступка («Когда ты быстро собираешься в школу, утро становится приятным!»).
  4. Дает ребенку понять, что он хорошо поработал («Я видела, что ты старался не выйти из себя!»).
  5. Помогает ребенку выше ценить свое поведение, связанное с выполнением задачи, и думать о решении проблем («Мне нравится, что ты все проанализировал и выбрал хорошее решение»).

Не то чтобы без этого похвала-не-похвала, но согласитесь, от такой хвалебной речи толку будет больше, а нам, родителям, ведь так этого хочется.

Готовые рецепты


Ну и на последок. В книге приводится уйма примеров того, как родители с богатой фантазией эффективно справляются с весьма серьёздными проблемами, к которым, на моём опыте, чаще относятся как к черте характера, нежели к чему-то меняемому.

Вот парочка для тех, чей Ребёнок не хочет убираться в комнате.

  • Простой вариант: Включите музыку, пусть дети ходят по комнате. Когда музыка стихает, дети «замирают» и собирают вещи, до которых могут дотянуться со своего места.
  • Версия с размахом: В начале каждой недели Роуз кладет 100 монет в банку. Дети согласились убирать все разбросанные вещи к 5 часам вечера, то есть к моменту, когда мама возвращается с работы. Если в промежуток с 5 вечера и до времени отхода ко сну в доме будет обнаружена вещь не на своем месте, из банки будет извлечена одна монета. Все найденные вещи помещаются в большой пластиковый контейнер, где хранятся в течение 24 часов. Если туда попало что-то, без чего дети не могут обойтись в это время (например, тетрадь с домашним заданием или спортивный инвентарь), можно «выкупить» вещь за деньги, выданные на карманные расходы.

А вот идея для родителей которые хотят научить чадо копить или добиваться чего-то понемногу:

  • Они решили сделать картинку игровой системы и заламинировать ее. Затем они разрезали ее на кусочки, сделав что-то вроде пазла, в котором каждый кусочек соответствует 5 долларам.

Любите своих детей! Это уже очень хорошо, но для их успеха и вашего спокойствия этого может быть мало. Решение проблем можно и нужно подглядеть у других.

«Трудные времена проходят, сильные люди остаются»!

Комментариев нет:

Отправить комментарий